Исследования показывают, что за последние 20 лет произошла масштабная урбанизация планеты. Остаются заброшенные дома, плодородные земли застраиваются разрастающимися городами.
Во многих странах, а тем более развитых, приблизительное соотношение населения страны выглядит так: 20% живут на земле и 80% в городах. О чем это говорит? О том, что вероятнее всего, войны сместятся в города, куда в будущем переместятся в том числе продовольственные ресурсы. Боевые действия в Сирии, Ливии и части Ирака доказывают это предположение. Боевики ведут боевые действия, практически только в городах, а мирное население – это разменная монета за столами ООН и трибуны в Гааге.
Конечно, с каждым днем оружие будет все более точным и разрушительным. Тактика военных действий в городах изменится также, как и оружие, но неизменным останется то, что отвоевывать придется дом за домом, подъезд за подъездом, парк за парком. Поэтому применение ядерного оружия в условиях густонаселенных городов невозможно. Ведь нельзя смириться с «допустимыми потерями гражданского населения» равным миллиону человек.
Ведение ядерной войны кажется чем-то из области фантазий, и ХХ век это доказал. Даже США и СССР, не смотря на разногласия, не использовали этот потенциал, хотя были все предпосылки для этого во время Карибского кризиса. Америка перебросила ядерное оружие в Турцию, СССР в ответ на Кубу. Но ничего не произошло. Да и в целом, после второй мировой войны глобальные конфликты закончились. И причина вовсе не в наличии оружия массового поражения. Ведь в период второй мировой войны действовало женевское соглашение о неприменении химического оружия, СССР, Франция, и другие страны, имеющие его, отказались от применения, даже в критические для себя моменты. Схожая причина кроется и неприменении ядерного оружия.
Так в конце 1950-х Генри Киссинджер, Роберт Осгуд и Герман Кан разработали стратегию «ограниченной ядерной войны». Суть которой сводилась к локальному, ограниченному применению ядерного оружия в определенных театрах военных действий. Предполагалось, что удары будут нанесены по ограниченному количеству объектов, военным и стратегически важным пунктам. СССР отвергали эту концепцию, так как считали, что необходимо удерживать конфликт в холодной стадии. Лишь в конце 1960 годов начались ярые споры о возможности точечных ударов. После чего, спустя некоторое время военные эксперты СССР и США признали возможность лишь ограниченного применения ядерного оружия. Что и охладило горячие заокеанские головы
Но основным сдерживающим фактором, даже в период «холодной войны» являлось то, что не было политических причин для начала полномасштабного конфликта между сверхдержавами. Ни с той, ни с другой стороны не было фанатиков в управлении государством и обе страны дорожили поствоенным миропорядком. Они имели рычаги влияния друг на друга в ООН, а конфликты в странах третьего мира не вели к глобальной войне, потому что не затрагивали критически важные интересы Америки и СССР. И война во Вьетнаме, частично в Афганистане, стали своеобразным прообразом новейших гибридных войн. А невозможность запускать оружие массового поражения заставила найти другие возможные пути воздействия и ведения контролируемых войн.
Если дать подобное оружие Аль Каиде или Хамас, или другим запрещенным террористическим группировкам, то они пустят его в действие незамедлительно. Вот и сдерживает эту войну не столько наличие силового паритета, сколько отсутствие агрессивных фанатиков в управлении.
Но, идем далее…
Федор Наумов рассказал, как пережить внезапное обесценивание любой валюты без потерь, если вы фермер или у вас онлайн-магазин с импортными товарами
В 30-х годах ХХ-го века стала главенствовать военная мысль о том, что воздушные бомбардировки городов приведут к быстрой капитуляции противника. Эта теория была принята на вооружение войсками нацистской Германии. Но, реальное подтверждение она нашла только в конце второй мировой войны, с изобретением ядерного оружия. То есть, справедливость этого утверждения верна либо в случае применения оружия тотального уничтожения, при условии невозможности сопротивления, либо при использовании высокоточных боеприпасов.
Об этом свидетельствуют успехи Америки в персидском заливе. Эра оружия массового уничтожения ушла на второй план. Первое место в 90-х годах ХХ-века заняли новейшие технологии разведки, высокоточные боеприпасы, спутниковая связь и другие методы шифрования информации. Высокоточное оружие и спутниковая разведка были применены израильтянами, когда в марте 2004 был уничтожен шейх Ахмед Ясин, высокоточная ракета поразила инвалидную коляску, на которой передвигался основатель Хамас.
Ранее, 20 августа 1998 года, американские ВМС выпустили 60 крылатых ракет по базе боевиков «Аль-Каида», которые упали рядом с мечетью. По плану американских генералов, основные силы боевиков должны были приехать для оценки причиненного ущерба одной из главных святынь. Так и произошло. Был нанесен еще более мощный удар, при чем боеголовки взрывались на небольшой высоте, поражая шрапнелью все живое в районе 800х400 метров.
Ну, и конечно нельзя забывать о не менее изящной, чем у израильтян, работе Российских ВВС 21 апреля 1996 года, когда во время разговора по спутниковому телефону «INMARSAT» был уничтожен лидер чеченских боевиков Джохар Дудаев. Ракета была направлена на сигнал телефона. Что примечательно, Дудаев никогда не говорил по телефону свыше 5 минут, так как бывший генерал-майор авиации прекрасно знал возможности технологий. Но, в день гибели разговаривал по телефону с Констатином Боровым 20 минут. Никто не знает содержания беседы… Хотя, наверное, кто-то, конечно знает.
Уже больше полвека глобальных войн не происходит. И тем более они не возможны между мощными державами. Справедливо полагать, что за мир можно благодарить ядерное оружие. Не последнее место в этом занимают международные правовые инстанции, которые регулируют отношения между странами и вносят соответствующие ограничения на различные программы вооружений. И плюс ко всему можно приложить всеобщее экономическое процветание. Ведь большинство войн велись за ресурсы и доминирование на мировой арене. После того, как распался СССР, и новая Россия вступила в рыночные отношения с миром, нужда мериться длиной баллистических ракет отпала. Кстати о длине ракет…
Но, есть и оборотная сторона медали. Локальные, внутригосударственные, гражданские войны не заканчивались никогда. Это происходит каждодневно в так называемых странах третьего мира, развивающихся странах, пытающихся утвердиться в мировом сообществе. Причин множество, но выделяются две: религиозный фанатизм и популистский неонацизм, который подается часто под видом патриотизма. И не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать и дальнейшие, бесконечные войны этих течений.
Получается, что военное противостояние сместилось из широкого угла с непредсказуемыми жертвами в острый угол высокоточного вооружения с просчитанными ударами. Стало необязательно уничтожать целую деревню, чтобы добраться до лидера врага, достаточно просто позвонить…
Но, идем дальше.
Мы получили так много писем от подписчиков нашего телеграмм-канала с просьбой организовать клуб инвесторов, что решили наконец это сделать.
Мы с вами увидели такой клуб как плацдарм для обмена торговыми идеями и для установления приятельских отношений с людьми, у которых есть конкретные общие интересы.
Назвали клуб Капиталист by PFL. Очень надеемся, что он станет «могучей кучкой» финансового мира или, если хотите, правящей элитой рынка капитала, которая, объединившись, обыграет остальных.
В грядущую пятницу, 16 февраля в 19:00, состоится первая встреча Капиталиста в старейшем отеле Москвы Балчуг Кемпински. Локация — зал Библиотека.
Мы постарались сделать все возможное, чтобы этот вечер принес вам много приятных эмоций и пользы, конвертируемой в дальнейшем в коммерческую выгоду.
Для того, чтобы принять участие в ужине, вам необходимо пройти короткую регистрацию.
Участие предусматривает организационный сбор — 6 000 рублей, который вы можете оплатить при помощи формы внизу страницы.
Программа делового ужина
19.00 — 19.30
Сбор гостей, фуршет
19.30 — 19.45
Приветственное слово Марии Пантелеевой, со-основателя клуба Капиталист
19.45 — 20.35
Алексей Каминский — «Как надо действовать после масштабной коррекции на фондовом рынке США, чтобы преумножить свой капитал»
- Эксперт в инвестициях на глобальных рынках акций и биржевой торговле
- Ведущий стратег АТОН (Global Markets)
- Ранее руководил деском акций в инвестиционном банке J.P. Morgan Cazenove (Лондон, Великобритания), возглавлял казначейство Development Capital Bank
- Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова
20.35 — 21.15
Федор Наумов — «О риске девальвации доллара и о том, как от него защищаться. Бонус — несколько отчаянных инвестиционных идей»
- Эксперт в макроэкономическом прогнозировании, управлении активами и биржевой торговле
- Руководитель аналитики и торгового деска фонда PFL Advisors
- Ранее прорабатывал инвестиционные сделки для фонда Telconet (создатели Yota), руководил аналитическим отделом УК «КапиталЪ» (ИФД «КапиталЪ»), анализировал международные рынки в Финаме
- Образование: РЭУ им. Г.В. Плеханова, к.э.н.
21.15 — 22.00
Секретный эксперт (ждем подтверждения)
22.00 — 22.10
Заключительное слово Владислава Пантелеева
- Основатель PFL
- Основатель Эдстер
- Предприниматель и общественный деятель
22.10 — 23.30
Деловое общение, фуршет
Если у вас возникнут дополнительные вопросы, свяжитесь с нами по телефонам +7 (495) 646 12 29, +7 (985) 363 42 91 или почте team@pfl.u370d2.d24.su
Скоро увидимся!
Много фантазий скопилось на данный момент о том, как же будут проходить войны будущего. Велик соблазн поведать историю с участием терминатора из Калифорнии, но, пожалуй, мы обойдемся аналитической информацией.
Вся история человечества пропитана кровью. Из века в век происходят полномасштабные боевые действия в разных уголках планеты. Эволюционировало все: оружие, тактики, даже поводы прошли свой путь от простого захвата территорий до борьбы с терроризмом. Потерялись в этом процессе только люди, которые не смогли эволюционировать в дипломатии.
На данный момент в мире горячо в десятках мест. Афганистан, в котором мира не было уже чуть ли не полвека. Судан, в котором стреляют друг в друга НАО Судана и ВС Судана. В Сомали огонь не прекращается с 1988 года между исламистами и правительственными войсками. В секторе Газа конфликт продолжается между арабами и израильтянами уже почти 30 лет. Ирак, Сирия, Ливия и др. Во всю эту кровавую идиллию не вписывается только восток Украины. Ведь, если присмотреться, то все это напоминает противостояние между Океанией, Евразией и Остазией. Оруэлл вообще стал законодателем моды современных военных действий.
«Арабская весна», которую смоделировали политические элиты запада, приносит свои дивиденды оружейным компаниям и лоббистам. И если в Вашингтоне находят страшное оружие на другом континенте, то вся НАТОвская машина начинает покусывать этот сочный стейк с кровью. Однако, обратная гуманных войн – беженцы.
Статистика показывает, что с начала миграционного кризиса в 2015 году в Германию въехали более 1,3 млн беженцев: в разгар кризиса (до конца 2015 года) в стране оказалось 890 тыс. соискателей убежища, в 2016 году – 350 тыс., с начала 2017 года – еще порядка 100 тыс. человек. И это только беженцы, которые запросили этот статус, но никто не учитывал людей, проникающих в страну нелегально. Германия взяла на себя основной удар. Другие страны Европы страдают меньше, все строго по квотам на распределение. Эйфория от собственной человечности у местного населения сменяется гневом на приезжающих беженцев. Добрая половина малограмотна и при том, агрессивно религиозна, что приводит к периодическим и все более частым столкновением фанатиков с местным населением. И виной такому положению дел становятся современные, «гуманные» войны, цель которых не уничтожение населения (этот вопрос никого не интересует), а измерение силы сверхдержав не у себя дома.
Давайте попробуем в этом разобраться и немного заглянем в прошлое, ведь согласно правилам, история всегда повторяется, в немного измененном состоянии. К примеру, в 19 веке искрометная победа Прусской армии над Францией дала на вооружение стратегию быстрой войны. Подразумевалось, что артиллерия будет мобильной. К театру военных действий она будет доставляться по железной дороге, а генералы и солдаты смогут идти в бой без усталости. Эту стратегию пытались испытать во время первой мировой войны. Но распространение автоматического оружия, полевая фортификация, окопы и позиционная борьба доказали ошибочность этой теории. Войны индустриальной эпохи стали носить тотальный характер, а целями стали не только вооруженные силы, но и мирное население. Первой подобной войной была Англо-Бурская (1899-1902), во время которой использовались пулеметы, в том числе и против гражданского населения, которое после стали перемещать в концентрационные лагеря. И подобное положение дел мы можем видеть практически во всех индустриальных войнах 20 века.
Можно сказать, что доиндустриальные войны были более гуманными. Во-первых, они были локальными, без сплошной линии фронта, что минимизировало потери среди гражданского населения. Отношения могли находится в нескольких стадиях одновременно – государства могли вести сражения и одновременно вести переговоры об окончании войны. В индустриальную эпоху это было невозможно: страны либо воевали, либо вели переговоры о капитуляции одной стороны и заключении мира.
Продолжение следует…
В начале текущей недели произошло значительное падение рынка, миллионы трейдеров и инвесторов схватились за голову, спасая свои активы. Собрали весь материал по турбулентности на мировых биржах.
Что происходило на рынках?
• Индекс S&P500 за 5 дней упал на 8.5% (в ночь с 6 на 7 падение доходило до 10.5%). Списал весь бурный рост рынка с ноября 2017 года.
• Индекс страха — индекс волатильности VIX (на графике ниже) — вырос в 5 раз до исторических максимумов (выше VIX был только в 2008 году).
• Биткойн за 5 дней упал с 10 000 до 7 000, тестировал 6 000.
Кто победитель, а кто проигравший?
Проигрывают, прежде всего, рыночные новаторы — держатели крипты и фонды квантов-математиков.
Думаю, на днях мы услышим о банкротстве некоторых «умников», занимавших короткие позиции по VIX — в основном это «юные» математики, которые пришли на рынок после 2008 года и не участвовали ни в одном падении S&P 500 на 5%. Думаю, вчерашний провал — их рук дело — мальчикам пришлось крыть позиции.
В минусе и все фанаты диверсификации, замешавшие в портфель акции и облигации (и ETF на них). В последние пять дней падает почти все.
Выигрывают (вернее отыгрываются) медведи-ветераны, шортившие все рынки по крайней мере с выборов Трампа.
Обосновано ли это падение?
Падение выглядит странным на фоне хорошей макроэкономической картины. Экономика мира чувствует себя хорошо, инфляция медленно ускоряется, ФРС очень осторожно повышает ставку и сворачивает баланс, ЕЦБ вообще продолжает стимулировать.
Однако:
• Рынок так привык к постоянно нараставшей поддержке со стороны центральных банков, что даже небольшое сокращение этой подпитки вызывает стресс.
• Налоговая реформа Трампа, которая гнала американский рынок вверх весь прошлый год, начинает вызывать вопросы. Ведь выпадающие доходы бюджета нужно будет как-то финансировать, а процентные ставки-то растут.
• Акции стоят с исторической точки зрения очень дорого. Портфель компаний, входящих в индекс S&P500, торгуются по 20+ своих прибылей — это близко к максимумам 2008 и 1929 годов (перед двумя Великими депрессиями).
• На рынке объем левериджа около исторических максимумов. Когда торгуешь на заемные средства пересиживать резкие падения очень трудно. Вот и сдаются спекулянты, ускоряя падение.
• Много (было) желающих зашортить волатильность (прежде всего VIX): эта стратегия приносила хорошие прибыли много лет подряд. Однако, как нам кажется, вчера и сегодня всех или почти всех таких торговцев вынесло.
Вот такой коктейль из сомнений и рискованных позиций получается. Прямо как в 1987 году — тогда S&P500 за неделю упал на 33% и восстанавливался более 2-х лет.
Думаю, то, что случилось в последние 5 дней, просто обязано было случиться. И честно говоря, хорошо что рынку напомнили, что такое настоящее падение. И сделали это именно сейчас, когда в экономике все нормально.
А то царившее на рынках спокойствие последних лет способствовало распространению рискованных трейдов. Страшно представить глубину падения, если бы такая коррекция случилась на плохих данных по экономике.
Что делать?
Если вы подошли к текущему моменту с кэшем и крепким балансом (то есть как Баффетт), то покупайте все хорошее, что льют особенно сильно. Но без спешки.
Если же ваш баланс нездоров, и его может добить падение еще на 5% по всему рынку, то сокращайте позиции. Волатильность вернулась!